Сергей Леонидович Чечурин

21.12.2015

Секрет, определивший всю жизнь

Сергей Леонидович Чечурин, которому в декабре исполнилось 80 лет, поступил на электромеханический факультет ЛПИ в 1953 г. После окончания учебы, недолго проработав в конструкторском бюро завода Счетных машин, вернулся аспирантом в Политехнический. И с тех пор не расстается с нашим вузом. Плоды этого почти 60-летнего романа – работа и преподавание на каф. «Автоматика и телемеханика», затем на факультете инноватики авторских курсов «Теория автоматического управления», «Дискретные системы автоматического управления»; поставленные лабораторные работы, научное руководство сотнями дипломных и десятками кандидатских работ, несколько сложнейших проектов автоматизации для предприятий авиационной, машиностроительной и металлургической промышленности страны… Наконец, длинный список общественных дел: создание и поддержка академического хора ЛПИ в 70-е гг., возрождение Музея боевой и революционной славы университета, шефство над памятником павшим политехникам в карельской деревне Сяндеба… Своими мыслями о работе, семье и планах юбиляр делится с читателями нашей газеты.

Сергей Леонидович Чечурин

Сергей Леонидович, 60 лет Вашей жизни связаны с нашим вузом. Удивительная преданность одному институту, профессии. Какие достижения Вы считаете основными?

– Моя научная деятельность не была каким-то озарением или открытием и представляется мне не стандартным, весьма медленным продвижением от гипотез и непонимания многих процессов в молодости к их познанию уже в преклонном возрасте.

Отправным моментом в этом, пожалуй, было решение перейти с работы на заводе в аспирантуру, где под руководством заведующего каф. «Автоматика», проф. Б.И. Доманского мне удалось привести беспорядочно разрозненные студенческие знания в некоторую систему. Кстати, я оказался единственным аспирантом, которого учитель довел до защиты. Когда я познакомился с проблемой абсолютной устойчивости, которую впервые поставил и решил член-корреспондент АН А.И. Лурье, его чисто математическое решение задачи меня не удовлетворило. И на последующие 20 лет я оказался в «плену» непонимания проблемы: какие физические процессы приводят к несовпадению областей устойчивости нелинейной и линеаризованной динамических систем?

Выход нашелся в результате изучения параметрических колебаний и параметрического резонанса. Сегодня этот процесс привел к формированию в теории автоматического управления нового направления, названного нами «Параметрическое управление». В Электронной библиотеке университета в свободном доступе размещена моя брошюра «Параметрический резонанс, боль и радость», где в популярной форме изложены эти вопросы.

– Ваша недавняя статья, опубликованная в июне в трудах конференции IFAC, посвящена исследованию свойств оригинального регулятора обратной связи. Мы знаем, что у вас планы и на следующие конференции и выпуски журналов – объясните, в чем секрет такой не ослабевающей с годами производительности?

– Секрет кроется в самом процессе познания. Решение одной из задач при внимательном рассмотрении ведет, как правило, к постановке двух-трех новых. В свою очередь их решение рождает множество других… И так произрастает дерево познаний. Которое у кого-то формируется в молодости, а у кого-то, как у меня, в зрелом возрасте.

– Многие сейчас жалуются на то, что преподавание отвлекает от научной работы и наоборот…

– Ни в коем случае! Научные результаты напрямую связаны с преподавательскими. Специфика такой деятельности в учебном заведении, как правило, не предоставляет свободы при выборе направления исследований. А если все-таки допускает, то с большими ограничениями, например, по лимиту времени. А вот при совпадении или близости этих направлений они взаимно обогащаются: учебная работа помогает систематизировать научный поиск, который в свою очередь способствует углублению учебного материала.

– А общественная и воспитательная деятельность?

– Они связаны воедино в любом учебном заведении. Их объединение – это святая обязанность Учителя. А наилучшим и ненавязчивым методом такой работы является воспитание через предмет. К примеру, при изложении раздела «Оптимальное управление» следует обращать внимание на то, что экономика не может быть только плановой или только рыночной, а должна быть оптимальной.

Отдельно стоит вопрос о воспитании учеников в духе уважения к общественному труду. Это как нельзя лучше иллюстрирует восточная мудрость: «Если ты только для себя, то зачем ты»?

Общественной работой я занимался всю свою сознательную жизнь. На заводе был в Совете молодых специалистов, в партийном бюро, занимался подготовкой студенческой команды к олимпиадам по автоматике, готовил коллектив художественной самодеятельности факультета к фестивальным вечерам. В должности заместителя декана «приказным» порядком сформировал факультетский академический студенческий хор, руководителем которого был заслуженный деятель культуры, ветеран Великой Отечественной войны В.Г. Чернин. Хор впоследствии стал общеинститутским.

– Расскажите немного о Вашей деятельности в Совете Ветеранов. Кстати, почему Вы пять лет назад, подав заявление об увольнении из института, остались на общественной работе?

– К Совету у меня особое отношение. Я вырос в военное время и знал многих фронтовиков, вернувшихся в институт. Руководитель моей выпускной работы, фронтовик, парторг кафедры, обаятельный человек Б.И. Потапов скончался молодым от сердечного приступа. Мой отец, слушатель рабфака Политехнического, по призыву стал кадровым военным, прошел три войны, участвовал в жестоких боях на Ленинградском фронте, в течение нескольких месяцев в начале войны занимался военной подготовкой политехников-ополченцев. Отец уволился из армии с тремя инфарктами, четвертый оказался для него роковым.

Вот почему на предложение председателя Совета Ветеранов А.А. Смирнова войти в состав организации я ответил согласием.

– Почти двадцать лет назад Вы начали заниматься «пионерским» проектом: организацией в институте дистанционного обучения. Сейчас лучшие вузы мира вывешивают в сети материалы и записи занятий. Вы к этому стремились?

– Да, в начале века наш инженерный центр наукоемкого инжиниринга под руководством проф. В.Г. Колосова приступил к разработке системы дистанционного высшего технического обучения. На общественных началах были приглашены молодые талантливые ученые факультета Технической кибернетики. Мы получили кредит для изготовления электронных учебников и оплаты труда координаторов школьных компьютерных классов в нескольких городах Ленинградской области. Приступили к изготовлению несложных экземпляров, в основном копирующих бумажные носители для первых двух курсов общетехнического обучения. Однако так случилось, что процесс дальнейших испытаний первой в России экспериментальной системы дистанционного технического образования был приостановлен. В результате электронные учебники были частично проданы в Московский институт и безвозмездно подарены Омскому политехническому институту.

С тех пор прошло больше десяти лет. Дистанционное обучение пробило дорогу во всем мире, существует в Москве. Уверен, что наш университет традиционно обязан быть в авангарде технического развития. И сегодня для этого существует альтернативный путь: создать под кредит центр изготовления современных электронных учебников с физической анимацией, с виртуальными лабораторными работами. И за счет этого, снизив цену за дистанционное обучение, в несколько раз увеличить число обучающихся, а также штат учебных и научных работников.

– Возможно, читающий эти строки молодой политехник задумается: как прожить так долго и осмысленно, быть верным самому себе и своему делу, творить, созидать, делиться опытом… Есть ли у Вас секрет?

– Да, действительно секрет есть. Секрет важный, определивший всю мою жизнь. Как я уже сказал, дни и бессонные ночи, многие годы работы, проведенные в поисках ответов в лабораториях, в читальных залах, – все это требовало времени. А дома подрастали два маленьких сына. И весь груз бесконечных повседневных забот о семье приняла на свои плечи моя супруга Нина Николаевна.

Это удивительное счастье иметь с близким человеком полное совпадение взглядов на смысл и цели жизни, на историю, на труд, на беспредельную любовь к детям, внукам, на их воспитание. Прибавьте к этому ее ум, красоту и замечательные душевные качества. И станет очевидно, что все достижения и заслуги я полностью связываю с дорогим моим Человеком – спутником моей жизни.

– Сергей Леонидович, от лица всех политехников искренне благодарим вас за радость общения и за Ваше беззаветное служение любимому делу и Политехническому! Доброго здоровья Вам и Вашим близким, с юбилеем и наступающим Новым 2016 годом!

Леонид СЕРГЕЕВ

Название: Сергей Леонидович Чечурин